Налоговое законодательство Азербайджана

Налоговое законодательство Азербайджана

Общие сведения

Законодательство Азербайджанской Республики о налогах и сборах является кодифицированным. Статья 2 Налогового кодекса Азербайджанской Республики устанавливает, что оно состоит из:

  • Конституции Азербайджанской Республики;
  • настоящего Кодекса;
  • принятых на их основании нормативных актов.

Налоговая система является трехуровневой. Налоги делятся на:

  • государственные (обязательны для всей страны)
  • налоги Автономной Нахчыванской Республики
  • местные

Конституция Азербайджанской Республики является главным законом государства, содержит в статье 73 общую декларативную норму налогового законодательства, провозглашающую обязанность граждан выплачивать установленные законом налоги и сборы, а также гарантирующую защиту от взимания налогов и сборов при отсутствии на то законных оснований и сверх установленных законом объемов. Согласно Конституции полномочия по введению новых налогов и сборов принадлежат исключительно законодательным органам власти соответствующего уровня.

Конкретизируются нормы законодательства о налогах в общегосударственных, местных нормативных актах, а также в нормативно-правовых актах Автономной Республики Нахчывань. Главным таким нормативным актом является Налоговый кодекс Азербайджанской Республики. Именно он устанавливает перечень налогов государственного и муниципального уровней, а также налоги, поступающие в бюджет Нахчыванской Автономной Республики. Кодекс регулирует общие основы законодательства, устанавливает права и обязанности участников налоговых правоотношений, ответственность за нарушение налогового законодательства, детально прописывает процедуры налогового контроля, сроки и порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов.

Государственные налоги

  • подоходный налог с физических лиц. Плательщики – физические лица, объект – разность совокупного дохода за налоговый период и налогового вычета, предусмотренного законодательством. Минимальная ставка – 14 процентов, при доходе свыше 2500 манат – 250 манат плюс 25 процентов от суммы свыше 30000.
  • на прибыль юридических лиц. Плательщики – предприятия. Объект – разность доходов и расходов предприятия. Ставка – 20 процентов. В государственный бюджет не идет налог, полученный от муниципальных предприятий.
  • на добавленную стоимость. Плательщики – организации и предприниматели. Объект налогообложения – предоставление товаров, выполнение работ, оказание услуг, импорт. Ставка налога – 18 процентов от стоимости каждой операции, облагаемой НДС.
  • акцизы. Плательщики – предприятия и физические лица, производящие или ввозящие внутрь страны подакцизную продукцию. К такой продукции относятся: алкогольная и табачная продукция, нефтепродукты, легковые машины, водный транспорт, драгметаллы, драгоценные камни, ювелирные изделия. Ставки для разных товаров разные.
  • налог на имущество. Плательщики – предприятия и физические лица-собственники объектов налогообложения. Налогом облагаются: недвижимое имущество, водные и воздушные транспортные средства. Ставки налога различны, для недвижимого имущества определяются, исходя из его площади и месторасположения. Для транспорта – в зависимости от мощности. В государственный бюджет идет налог, полученный от плательщиков–предприятий. Налог, полученный от граждан, поступает в местные бюджеты.
  • земельный налог. Плательщики – собственники или законные владельцы участков, расположенных на территории страны. Налог представляет собой ежегодный фиксированный платеж. Ставка – 0.06 манат за 1 условный балл. Количество баллов зависит от месторасположения, вида разрешенного использования, кадастровой стоимости участка. Налог, полученный от физических лиц, идет в местный бюджет.
  • дорожный налог. Плательщики – нерезиденты-владельцы транспорта, въезжающего внутрь государства, использующие этот транспорт для различных видов перевозок, а также производители или импортеры нефтепродуктов. Объект налогообложения – автотранспортные средства иностранных государств и нефтепродукты местного производства или импортируемые в страну. Для транспорта ставка зависит от мощности двигателя и срока его нахождения в Азербайджане. Для нефтепродуктов ставка зависит от его оптовой или таможенной стоимости.
  • промысловый налог. Плательщики – предприятия и физические лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Ставка зависит от разновидности ископаемых, самая высокая - на нефть (26 процентов от оптовой стоимости кубометра). Налог на строительные материалы местного значения идет в местные бюджеты.
  • упрощенный налог. Плательщики – предприятия и граждане, осуществляющие некоторые виды деятельности, при условии, что общая стоимость операций, облагаемых налогами, за годовой налоговый период не выше, чем 200 000 манат. Ставка для города Баку – 4 процента, для других городов и районов – 2 процента от объема валовой выручки.

Налоги Автономной Нахчыванской Республики

Согласно статье 7 Налогового Кодекса в бюджет республики поступают все государственные налоги, собираемые на ее территории.

Местные налоги

Статья 8 Налогового кодекса Азербайджанской республики к местным налогам относит:

  • земельный налог с физических лиц
  • налог на имущество физических лиц
  • промысловый налог на строительные материалы местного значения;
  • налог на прибыль предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, в местные бюджеты идут те же самые налоги, что и в государственный, их конечное назначение зависит от личности плательщика, а в случае с промысловым налогом – от объекта налогообложения. Данное обстоятельство позволяет пополнить местный бюджет, не создавая для налогоплательщиков излишнего налогового бремени.

Заключительные положения

В целом налоговое законодательство Азербайджанской Республики можно охарактеризовать как современное и удобное для понимания, прочтения и применения, общее количество налогов и налоговые ставки не являются чрезмерными. Данные обстоятельства создают благоприятные условия для эффективной работы налоговой системы.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".
© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

«Перестав быть единым целым, мы остались соседями.
И нас гораздо больше связывает, чем разъединяет.
Единое правовое пространство позволяет лучше понять друг друга»

© СоюзПравоИнформ   Контакты