Законодательная техника

Законодательная техника — это система теоретически осмысленных и обоснованных правил - способов, методов и приемов разработки наиболее совершенных по своей форме и структуре проектов законов и других нормативных актов, характеризующая правотворческую деятельность, которая обеспечивает точное и полное соответствие изложения положений, исчерпывающий охват регулируемой сферы в нормативном акте, ясность и доступность правового материала.

Законодательная техника (уровень ее развития) в значительной мере предопределяет эффектность воздействия законодательства на политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь.

Надлежащий уровень законодательной техники является надежным гарантом совершенства законодательства, доступности содержания законов и других правовых актов, точного применения и полного соответствия их воле законодателя.

Нормативный правовой акт Азербайджанской Республики — официальный письменный документ, принятый компетентным государственным органом, дающий указания общего характера, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы и предусмотренный для неоднократного применения. (ст. 2 Закона АР «О нормативных правовых актах Азербайджанской Республики» )

В Азербайджанской  Республике  единственным  источником государственной власти является народ Азербайджана. Народ   Азербайджана   осуществляет   свое  суверенное  право непосредственно  путем  всенародного  голосования  -   референдума   и посредством  своих  представителей,  избранных  на  основе  всеобщего, равного и прямого избирательного права  путем  свободного,  тайного  и личного голосования.

Применения   и   исполнение   принятых   референдумом   актов обязательно для граждан,  законодательной  исполнительной  и  судебной властей,   юридических   лиц   и   муниципалитетов   только   при   их опубликовании.

Вопросы проведения референдума определены в Избирательном кодексе Азербайджанской Республики .

Органы, имеющие полномочия на принятие нормативных   правовых актов, и пределы этих полномочий определяются Конституцией и другими законами Азербайджанской Республики.

Нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции Азербайджанской Республики и другим нормативным правовым актам, имеющим более высокую по сравнению с ними юридическую силу.

В случае возникновения противоречий между обладающими различной юридической силой нормативными правовыми актами, при применении нормативных правовых актов применяется акт, имеющий более высокую юридическую силу. При возникновении же противоречий между обладающими одинаковой юридической силой нормативными правовыми актами применяется нормативный правовой акт, вступивший в силу в более позднее время.

Право   законодательной   инициативы    в    Милли    Меджлисе Азербайджанской Республики (право вносить на обсуждение Милли Меджлиса Азербайджанской Республики законопроекты и другие вопросы) принадлежит:

  1. депутатам Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
  2. Президенту Азербайджанской   Республики
  3. Верховному Суду Азербайджанской Республики
  4. Прокуратуре Азербайджанской  Республики
  5. Али Меджлису Нахичеванской Автономной Республики

Законопроекты  или  проекты постановлений,  представленные на обсуждение  Милли Меджлиса Азербайджанской Республики в порядке законодательной  инициативы  Президентом  Азербайджанской  Республики, Верховным  Судом  Азербайджанской   Республики или Али Меджлисом Нахичеванской Автономной Республики,  выносятся  на  обсуждение  и ставятся на голосование в представленном виде.

Законопроекты или проекты постановлений, представленные в порядке законодательной   инициативы   Президентом   Азербайджанской Республики,  Верховным  Судом  Азербайджанской  Республики   или   Али Меджлисом Нахичеванской Автономной Республики, ставятся на голосование в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики в течение двух месяцев.

Законодательную власть  в Азербайджанской Республике осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики.

Порядок работы Милли Меджлиса Азербайджанской Республики регламентирова в Законе Азербайджана «Об утверждении внутреннего устава  Милли  Меджлиса Азербайджанской Республики» .

Милли   Меджлис   Азербайджанской   Республики   по  вопросам, относящимся к его ведению,  принимает Конституционные законы, законы и постановления.

Милли Меджлис Азербайджанской Республики  устанавливает  общие правила по следующим вопросам:

  1. пользование  правами  и  свободами  человека   и   гражданина, закрепленными  в настоящей Конституции,  государственные гарантии этих прав и свобод;
  2. выборы Президента Азербайджанской Республики;
  3. выборы в Милли Меджлис Азербайджанской Республики и  статус депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики;
  4. референдум;
  5. судебное устройство и статус судей;  прокуратура; адвокатура и нотариат;
  6. судопроизводство, исполнение судебных решений;
  7. выборы в муниципалитеты и статус муниципалитетов;
  8. режим чрезвычайного положения; режим военного положения;
  9. государственные награды;
  10. статус физических и юридических лиц;
  11. объекты гражданского права;
  12. сделки,  гражданско-правовые  договоры,  представительство  и наследование;
  13. право собственности, в том числе правовой режим государственной, частной   и   муниципальной   собственности,   право интеллектуальной    собственности;    другие    имущественные   права; обязательственное право;
  14. семейные отношения, в том числе опека и попечительство;
  15. основы финансовой деятельности налоги, пошлины и сборы;
  16. трудовые отношения и социальное обеспечение;
  17. определение преступлений и иных правонарушений;  установление ответственности за их совершение;
  18. оборона и воинская служба;
  19. государственная служба;
  20. основы безопасности;
  21. территориальное устройство; режим государственной границы;
  22. ратификация и денонсация международных договоров;
  23. связь и транспортное дело;
  24. статистика, метрология и стандарты;
  25. таможенное дело;
  26. торговое дело и биржевая деятельность;
  27. банковское дело, бухгалтерия

Президент Азербайджанской Республики принимает указы и распоряжения.

Указы   Президента   Азербайджанской   Республики  не  должны противоречить  Конституции  и  законам   Азербайджанской   Республики. Применение  и  исполнение опубликованных указов обязательно для всех граждан, органов исполнительной власти, юридических лиц.

Верховный суд Азербайджанской Республики  в   соответствии  со  статьей  96  Конституции  Азербайджанской Республики   рассматривает   вопросы   об    обращении    в    порядке законодательной  инициативы в Милли Меджлис Азербайджанской Республики и принимает решения (статья 79 Закона АР «О судах и судьях» )

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.