Государственная регистрация юридических лиц в Азербайджанской Республике

Государственная регистрация юридических лиц в Азербайджанской Республике

Органы, осуществляющие государственную регистрацию

В соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 12 декабря 2003 года №560-IIГ "О государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц" для государственной регистрации структуры, желающей получить статус юридического лица, необходимо обратиться с заявлением в соответствующий орган исполнительной власти Азербайджанской Республики.

Согласно Указа Президента Азербайджанской Республики от 12 апреля 2004 года №48 «О применении Закона Азербайджанской Республики «О государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц»… полномочия «соответствующего органа исполнительной власти» осуществляют в пределах своих полномочий налоговые органы, подчиненные непосредственно Министерству налогов Азербайджанской Республики, а также Министерство налогов Нахчыванской Автономной Республики, Министерство юстиции Азербайджанской Республики и районные (городские) отделы регистрации Министерства юстиции Азербайджанской Республики, Государственный комитет по работе с религиозными структурами Азербайджанской Республики и Министерство юстиции Нахчыванской Автономной Республики.

Заявление о государственной регистрации юридического лица

Для государственной регистрации необходимо обратиться с заявлением в соответствующий орган исполнительной власти Азербайджанской Республики (Приложение №1).

Заявление подписывается учредителем (в случае, если учредителей несколько, - всеми учредителями) или назначенным им (ими) в соответствующем порядке доверенным лицом и заверяется в нотариальном порядке.

В заявлении указываются:

  • если учредителем (учредителями) является физическое лицо - его (их) фамилия, имя, отчество, место жительства, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность;
  • если учредителем (учредителями) является юридическое лицо - его (их) наименование, место нахождения и регистрационный номер;
  • при подписании заявления полномочным лицом - кроме того, его фамилия, имя, отчество, место жительства, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, и сведения о доверенности;
  • иные сведения, установленные в форме заявления, утвержденной соответствующим органом исполнительной власти.

Документы, предоставляемые для государственной регистрации

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • учредительные документы - заверенный учредителем (учредителями) структуры, желающей получить статус юридического лица, или его (их) полномочным представителем ее устав, решение о создании данной структуры и утверждении ее устава (в решении указываются намерение учреждения структуры, желающей получить статус юридического лица, ее учредителями, условия реорганизации при создании нового юридического лица при объединении, отделении и разделении, утверждение устава, законный представитель в случае его назначения и его полномочия, а также другие вопросы, признанные учредителями необходимыми, данное решение должно быть подписано всеми учредителями); документ об уплате государственной пошлины;
  • если учредитель является юридическим лицом - заверенная в нотариальном порядке копия его свидетельства о государственной регистрации (выписка из государственного реестра) и устава;
  • если учредителем является физическое лицо - копия документа, удостоверяющего его личность;
  • документ, подтверждающий юридический адрес структуры, желающей получить статус юридического лица;
  • при назначении законного представителя, копия документа, удостоверяющего его личность.

Особенности государственной регистрации представительств или филиалов иностранных юридических лиц

Для государственной регистрации представительства или филиала иностранного юридического лица помимо документов, указанных выше должны быть представлены:

  • положение, утвержденное иностранным юридическим лицом, создающим представительство или филиал, либо его полномочным представителем (в положении представительства или филиала указываются наименование, место нахождения создающего его иностранного юридического лица, регистрационный номер и дата регистрации, права и обязанности представительства или филиала, порядок управления им и его ликвидации, другие вопросы, признанные учредителем необходимыми);
  • решение иностранного юридического лица, создающего представительство или филиал, о его создании;
  • документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, являющегося учредителем представительства или филиала - выписка из торгового реестра (регистрационное свидетельство и пр.). При этом данный документ в предусмотренном законодательством порядке должен быть легализован дипломатическим представительством Азербайджанской Республики в стране, где размещается юридическое лицо, или дипломатическим представительством другой страны, представляющей интересы Азербайджанской Республики в данной стране (в случае отсутствия таковых, как исключение - соответствующим органом исполнительной власти Азербайджанской Республики);
  • подлинник или заверенная в нотариальном порядке копия доверенности, выданной иностранным юридическим лицом, создающим представительство или филиал;
  • подлинник или заверенная в нотариальном порядке копия решения иностранного юридического лица, создающего представительство или филиал, о назначении руководителя данного представительства или филиала.

Особенности государственной регистрации структуры с иностранными инвестициями, желающей получить статус юридического лица

Для государственной регистрации структуры с иностранными инвестициями, желающей получить статус юридического лица, помимо документов, указанных выше должны быть представлены:

  • если учредитель является иностранным юридическим лицом, - документ, подтверждающий его регистрацию, - выписка из торгового реестра, регистрационное свидетельство и пр. (при этом данный документ в предусмотренном законодательством порядке должен быть легализован дипломатическим представительством Азербайджанской Республики в стране, где размещается юридическое лицо, или дипломатическим представительством другой страны, представляющей интересы Азербайджанской Республики в данной стране (в случае отсутствия таковых, как исключение - соответствующим органом исполнительной власти Азербайджанской Республики);
  • легализованный документ, подтверждающий его занятие хозяйственной деятельностью в стране, гражданином которой он является или в которой постоянно проживает, либо в любой третьей стране.

Для государственной регистрации структуры с иностранными инвестициями, учрежденной иностранцами, получившими право на постоянное проживание на территории Азербайджанской Республики, или лицами без гражданства, им необходимо представить документы в общем порядке в соответствующий орган исполнительной власти Азербайджанской Республики.

Учредительные документы юридического лица

В соответствии с Гражданским кодексом Азербайджанской Республики Устав юридического лица, утвержденный учредителями, является учредительным документом юридического лица. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, осуществляет деятельность на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В уставе определяются наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью, а также порядок его ликвидации. В уставе некоммерческого юридического лица определяются предмет и цели его деятельности.

Государственная пошлина за государственную регистрацию

В соответствии с Закон Азербайджанской Республики от 4 декабря 2001 года №223-IIГ "О государственной пошлине" государственная пошлина взимается в следующих размерах:

  • за регистрацию банков, бирж, страховщиков, страховых объединений и брокеров, представительств и филиалов иностранных юридических лиц – 220 манат;
  • за регистрацию юридических лиц, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства – 3 манат;
  • за регистрацию других юридических лиц – 11 манат;
  • за новую регистрацию юридических лиц – 50 процентов суммы, указанной в первых трех случаях.

Сроки государственной регистрации юридического лица

Государственная регистрация желающих получить статус юридического лица коммерческой структуры, в том числе представительства и филиала иностранного коммерческого юридического лица, осуществляется не позднее 5 дней.

Государственная регистрация желающих получить статус некоммерческого юридического лица некоммерческой структуры, а также представительств или филиалов иностранного некоммерческого юридического лица осуществляется, как правило, не позднее 40 дней.

Заявление для государственной регистрации и подлежащие приложению к нему документы принимаются соответствующим органом исполнительной власти Азербайджанской Республики для рассмотрения, и в течение 30 дней проверяется их соответствие Конституции Азербайджанской Республики, настоящему Закону и другим законодательным актам Азербайджанской Республики. В исключительных случаях, когда при проверке возникает необходимость в дополнительном рассмотрении, данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.

В случае выявления в документах недостатков, не являющихся причиной отказа в государственной регистрации, соответствующий орган исполнительной власти Азербайджанской Республики возвращает данные документы обратившемуся лицу и назначает дополнительный срок в 20 дней для устранения этих недостатков. Все недостатки, не являющиеся причиной отказа, должны быть выявлены одновременно и представлены обратившемуся для устранения.

Не позднее чем по истечении 10 дней после проверки представленных документов или устранения выявленных в данных документах недостатков, соответствующий орган исполнительной власти Азербайджанской Республики выдает обратившемуся свидетельство о государственной регистрации или письменно уведомляет его об отказе в государственной регистрации (с указанием и разъяснением положений законодательства, послуживших причиной данного отказа).

В случае если в установленный срок не будет направлен ответ об отказе в государственной регистрации, данные структуры считаются прошедшими государственную регистрацию. При этом соответствующий орган исполнительной власти Азербайджанской Республики не позднее чем по истечении 10 дней должен выдать обратившемуся свидетельство о государственной регистрации.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

Соответствующий орган исполнительной власти выдает прошедшему государственную регистрацию юридическому лицу, а также представительству или филиалу иностранного юридического лица документ, подтверждающий их государственную регистрацию, - свидетельство о государственной регистрации (Приложения 2, 3, 4).

Внесенные в государственный реестр сведения о прошедшем государственную регистрацию юридическом лице, а также представительстве или филиале иностранного юридического лица подтверждаются выпиской из государственного реестра.

В свидетельстве, выдаваемом прошедшим государственную регистрацию коммерческим юридическим лицам, а также филиалам или представительствам иностранных коммерческих юридических лиц, и выписке из государственного реестра для субъектов предпринимательской деятельности указывается идентификационный номер налогоплательщика, имеющий единый код в Азербайджанской Республике.

Свидетельство о государственной регистрации или выписка из государственного реестра является основным документом для изготовления печати, штампа, фирменного бланка, товарного знака, никакого дополнительного документа для этого не требуется.

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Исключая основания, предусмотренные законодательством Азербайджанской Республики, ни на каких других основаниях отказ в государственной регистрации и внесении в государственный реестр желающих получить статус юридического лица структур, а также представительств или филиалов иностранного юридического лица, либо во внесении изменений в государственный реестр не допускается.

Отказ соответственно в государственной регистрации и внесении в государственный реестр желающих получить статус юридического лица структур, представительств или филиалов иностранного юридического лица, а также представительства или филиала прошедшего государственную регистрацию в Азербайджанской Республике юридического лица по соображениям нецелесообразности их создания не допускается.

Отказ в государственной регистрации желающих получить статус юридического лица структур, а также представительств или филиалов иностранного юридического лица, во внесении в государственный реестр представительства или филиала прошедшего государственную регистрацию в Азербайджанской Республике юридического лица, а также в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, и последующего изменения зарегистрированных в реестре фактов может последовать лишь в следующих случаях:

  • в случае противоречия документов, представленных в соответствующий орган исполнительной власти Азербайджанской Республики, Конституции Азербайджанской Республики и другим законодательным актам;
  • в случае противоречия целей, задач и форм деятельности структур, желающих получить статус юридического лица, законодательству;
  • при нарушении требований законодательства о защите фирменных названий или в случае регистрации одноименной некоммерческой организации;
  • в случае, если недостатки, выявленные соответствующим органом исполнительной власти Азербайджанской Республики в учредительных документах, не устранены в течение срока, установленного законодательством.

© Туйбекова Диана. ООО «СоюзПравоИнформ»

«Перестав быть единым целым, мы остались соседями.
И нас гораздо больше связывает, чем разъединяет.
Единое правовое пространство позволяет лучше понять друг друга»

© СоюзПравоИнформ   Контакты